4 способа сказать «нет», не говоря «нет»

Семейна жизнь

Эти универсальные методики подходят как для личных, так и для рабочих вопросов.

4 способа сказать «нет», не говоря «нет»

Лиза Захарова

Лайфхакер Переводчик

Трудно отказаться. Мы часто боимся сказать «нет», потому что боимся, что кто-то спросит, насколько мы хороши. Мы боимся попасть в немилость других или даже подвести их и разочаровать.

Слово «нет» настолько сильно ассоциируется с чувством вины и страха, что мы стараемся со всем быстро согласиться. Даже если мы по уши в сроках, мы уже не можем отказать и не выполнить «маленькую просьбу» коллеги, знакомого или члена семьи. Посчитайте, сколько таких «мелочей» вы оказываете в неделю, и вы поймете, почему вы еле стоите на ногах, в то время как другие вовсю используют ваши ресурсы.

Умение сказать «нет» необходимо не только для защиты личных границ, но и для поддержания репутации. Когда мы слишком часто беремся за новые проекты, например, на работе, нам неизбежно приходится жертвовать качеством ради количества. А если качество плохое, об этом помнят другие, сколько бы прекрасных вещей мы ни сделали раньше.

К счастью, вам не нужно говорить «нет», чтобы сказать «нет». Это можно сделать и другими способами.

Как отказывать, не говоря «нет»

1. Уточнить сроки

Когда кто-то просит нас об одолжении, в нас часто пробуждается эго, которое хочет еще раз показать, насколько мы прекрасны. В итоге мы уверенно обещаем, что завтра все будет готово.

Вместо этого лучше всегда спрашивать, в какую дату необходимо подать заявку. Возможно, она подождет до конца недели или даже месяца. Конечно, неотложных дел не избежать. Главное перестать думать, что абсолютно все просьбы срочные.

Читайте также:  Как понять, когда стоит бороться за отношения, а когда пора ставить точку

2. Задать реалистичную планку ожиданий

В следующий раз, когда вас попросят об услуге, замените свое мгновенное согласие простой фразой: «Я проверю свое расписание и позвоню вам позже».

Этот волшебный ответ позволит вам сделать небольшой перерыв. В это время вы можете проверить свое расписание, взглянуть на задачи, над которыми вы уже работаете, и решить, можете ли вы выполнить запрос.

Если у вас нет лишнего времени, ответ может быть таким: «Я загружен до понедельника. Что, если я отвечу на ваш вопрос во вторник? Это не будет прямым отрицанием, но позволит собеседнику понять, что вы ставите собственные приоритеты и задачи на первое место.

Конечно, этот метод не подходит для экстренных случаев. Но суть его в том, чтобы отучиться, слишком быстро сказав «да», забыв о своих проблемах.

3. Предложить альтернативу

Мы все хотим когда-нибудь порадовать других. Однако важно научиться делать это не в ущерб своим проектам, задачам и благополучию.

Если к вам поступил запрос, который вы не можете выполнить, предложите другое решение. Например: «Сейчас никак не могу, но могу дать контакты другого специалиста или ссылку на сайт, который поможет решить проблему».

Не всегда нужно жертвовать своим временем. Если вы можете помочь человеку справиться с его проблемой по-другому, это не менее ценно.

4. Позволить кому‑то другому обозначить приоритеты

Что вы делаете, когда ваш босс просит вас об одолжении? Вместо того, чтобы сразу сказать «да», попробуйте ответить по-другому: «Сейчас я работаю над несколькими задачами. Какие из них вы считаете наиболее приоритетными? На что мне следует обратить внимание в первую очередь?».

Такой ответ покажет собеседнику, что вы и так достаточно заняты, и теперь вам нужно решить, как вам нужно распределять время. Это напомнит начальнику, что каждая задача требует сил, а новые задачи заставят меньше внимания уделять старым. Это значит, что начальнику придется самому перераспределять вашу нагрузку.

Читайте также:  Странные и необычные сексуальные традиции разных народов

Почему важно научиться отказывать

Не все дела срочные, и не все дела одинаковы. Умение говорить «нет» меняет вашу жизнь. Мы перестаем быть заложниками своего графика и становимся его создателями.

Первое время вы будете чувствовать себя некомфортно из-за отказа. Кроме того, вы будете ругать себя за то, какой вы плохой человек. Но как только вы заметите, что мир не рухнул и что окружающие не перестали относиться к вам с уважением, вам станет намного легче.

Мы получаем то, с чем готовы мириться. Если вам нравится быть человеком, который всегда говорит «да», спросите себя, какую цену вы за это платите. Чужое неумение планировать не должно становиться вашими неотложными задачами. Все мы знаем людей, которые неделями сидят без дела, а когда подходит срок, они обвиняют других в своих проблемах. Вы можете регулярно проверять, как у них дела, и заранее спрашивать, нужна ли им помощь в ближайшие две недели.

Но не полагайтесь на свои навыки программирования, чтобы научить этих людей управлять своим временем вместо того, чтобы постоянно нарушать их расписание. Когда человек видит, что вы бросаете все, что делаете, ради его проблем, у него нет мотивации решать их самостоятельно.

Как только вы позволите себе поставить свою жизнь и работу на первое место, у вас появится достаточно времени для действительно важных дел. Помните, что написал Стивен Кови в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей»: «Вы должны решить, каковы ваши главные приоритеты, и иметь смелость сказать «нет» всему остальному вежливо, с улыбкой и без оправданий. Вы можете это сделать, если внутри вас горит большое «да“».

Варвара Смолина
Главный редактор , saymama.ru
Более 10 лет я проработала акушером в центральной поликлинике. Успела столкнуться с различными ситуациями при беременности и родах, а также знаю все о материнстве, так как являюсь мамой с 3-мя детьми. Теперь вы можете посмотреть мои советы в интернете.
Оцените статью
SayMama.ru
Добавить комментарий