Аутизм: навык просьбы. Как научить?

Малыш до года

Для меня не умение просить равно истерики, а значит и нежелательное поведение. Мой сын никогда не при каких обстоятельствах не просил: он мог стараться взять сам, сделать сам, истерить и кричать, но вот с просьбой были большие проблемы. Сейчас в возрасте 3.5 лет стало лучше, но не идеально. У сына такое же стремление делать самому, мучиться, но попросит он в последний момент. Единственное, что стало лучше – это то, что пришло осознание того, что:

На крайний случай я попрошу мне помочь маму/папу.

С этим навыком ушли истерики и стало легче дышать.

Как научить просьбе?

Есть два варианта и я пользовалась всеми (применяя их параллельно), которые опишу в статье.

Для формирования навыка "просьбы" ребёнок должен обладать следующими знаниями:

  • Пассивный словарный запас, хотя бы по лексическим темам (овощи, животные, фрукты, игрушки, еда), глаголы (спать, есть, пить, играть, гулять).
  • Использование жестов (указательный, дай)

То есть если ребёнок понимает значение слов, то попросить он сможет, другое дело, что он не умеет этого делать и поэтому его нужно научить.

А жесты нужны, чтобы заменять слова, потому что не все дети могут говорить, а некоторые не могут в самом начале сочетать речь и просьбу, поэтому идём самым лёгким путем.

Итак, как донести до ребёнка, что он может просить?

За день очень много накапливается ситуаций, которые включают в себя просьбу, Вам стоит приглядется к ним:

Вот ребёнок открывает холодильник или подходит к столу? Он хочет есть? Помогите ребёнку выразить свое желание наводящими вопросами:

"Что ты хочешь? Есть? Пить?"

Можно показывать продукты (обычно родители знают, что именно хочет ребёнок).

Читайте также:  Учим ребёнка есть из ложки!

И как только заветный продукт оказывается у Вас в руках, ребёнок начнёт тянуть руки. Не давайте предмет. Требуйте, чтобы он сказал:

Дай.

Или показал жестом.

Если у ребёнка не получается это сделать, помогите ему, применяя физическую подсказку. Выполнив действие правильно, дайте ему желаемый предмет.

Такие ситуации можно создавать так же искусственно, например спрятав что-то от ребенка.

Пример: сын собирает пирамидку, я прячу одно кольцо и прошу сына сказать/показать "дай" , когда оно ему понадобится.

Параллельно с этим метод подключаем визуальные подсказки.

Я рисовала вот такие схемы и мы занимались по ним за столом.

Аутизм: навык просьбы. Как научить?

На месте блока "Я" можно приклеить фотографию ребёнка, чтобы ему было лучше понятно. У меня было приклеяно несколько, но в процессе занятий (а они проходили бурно, несколько таких схем пришли в негодность), в итоге я остановилась вот на такой.

Даём схему ребёнку и ведём его пальцем по блокам, с соответствии со словами:

Я хочу яблоко.

Провел – поощрение.

Затем навык усложняем и просим сказать или показать жестами.

Эта схема даёт визуальное понятие вопроса:

Что ты хочешь?

Когда ответ с опорой на картинку усвоен, переносим его в бытовую среду, используя первый метод.

И самое главное, всегда, когда ребёнок сделает правильно, то даём ему желаемый предмет. Это и будет для него поощрением.

Я уже очень давно оттачиваю у своего сына этот навык, два года. Проблемы именно в коммуникации накладывают свои отпечатки и поэтому именно с аутистами этот навык вызывает больше всего проблем. Но работать необходимо, поэтому занимаемся и учим своих детей, используя все возможные методы.

————–

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки. Спасибо, что читаете.

Читайте также:  Как научить ребёнка уважать родителей: 5 способов

Источник

Оцените статью
SayMama.ru
Добавить комментарий