Четыре месяца малышу: пора познакомиться поближе

Новорожденный

Четыре месяца малышу: пора познакомиться поближе

Вашему ребенку четыре месяца. Это время больших перемен, особенно в психологическом и эмоциональном развитии. Малыш лучше воспринимает мир и чаще реагирует на различные звуки и предметы. У вас с малышом уже полно общих дел, вы привыкаете друг к другу, растет список ваших общих интересов.О здоровье и развитии малыша можно судить по тому, как ребенок играет, учится и двигается. Внимательно наблюдайте и анализируйте поведение ребенка в этот период.Для оценки этапов развития малышей в педиатрической практике естьспециальные списки, или чек-листы навыков и умений, которыми должны обладать большинство детей в каждый отдельный возрастной период до двух лет. Это достаточно широкий список с большим количеством оговорок, потому что некоторые дети приобретают навыки раньше или позже, чем другие. Все это нормально.Когда малышу исполнится четыре месяца, можно пройтись по списку и обратить внимание на успехи вашего ребенка и на то, что пока не так хорошо получается. Все это можно обсудить с педиатром на плановом приеме.

Физические показатели (рост, вес)

К четырем месяцам ребенок продолжает активно прибавлять в весе из-за невысокой двигательной активности. Малыш может набрать за этот месяц до 560 граммов и около двух сантиметров в длину.Младенцы этого возраста могут видеть намного дальше, чем несколько месяцев назад. Они хорошо фокусируются на предметах и уже способны различать цвета.Также развивается слух — теперь ребенок начинает различать части речи. По тону голоса понимает обращенную к нему речь: от спокойного голоса перестает плакать, а если голос взволнован — это означает, что что-то не так. Ребенок может слышать и улавливать различные звуки, которые вы издаете, и то, как слова образуют предложения.Младенцы в этом возрасте воркуют, могут начать лепетать и делать больше попыток имитировать звуки. В этот период очень важно разговаривать с крохой, комментировать все, что вы видите дома и на прогулке, читать и рассказывать ему сказки, показывать картинки со словами.

Читайте также:  Московская мать: как учебники приучают школьников к нищете

Способности и рефлексы

На основе хватательного рефлекса Робинсона формируется целенаправленное хватание — малыш трогает предметы, которые видит перед собой, и удерживает их в руке. Хорошая выраженность этого рефлекса обещает быстрое развитие мелкой моторики.

Продолжают угасать рефлексы новорожденного:

  • рефлекс Моро — если резко хлопнуть по поверхности, на которой лежит ребенок, он вскидывает в стороны ручки с раскрытыми ладошками, а затем прижимает их к груди. У части малышей на четвертом месяце рефлекс может еще сохраняться, а у кого-то его уже не будет;
  • рефлекс ползания по Бауэру — ребенок пытается ползти, если лежащему на животе малышу создать опору у его пяток.

Большинство детей в четыре месяца:

  • часто улыбаются, особенно окружающим людям;
  • любят играть, могут начать плакать, если игра неожиданно закончилась;
  • пытаются повторять движения и выражения лиц, улыбаться или хмуриться;
  • начинают лепетать;
  • произносят звуки, пытаются повторить то, что услышали;
  • плачут с разным выражением лица и интонацией, в зависимости от причины — усталости, голода и т. д. Это может быть возмущенный, призывающий или жалобный плач;
  • дают понять, что чем-то недовольны, или, наоборот, радуются;
  • отвечают на проявления нежности;
  • тянутся за игрушкой одной рукой;
  • скоординировано используют глаза и руки, когда что-то ищут или тянутся за игрушкой;
  • хорошо следят взглядом за предметами, которые движутся во всех направлениях;
  • внимательно рассматривают лица вблизи;
  • узнают знакомые игрушки на расстоянии;
  • уверенно без поддержки держат голову;
  • отталкиваются ногами, если ступни упираются в твердую поверхность;
  • могут переворачиваться с живота на спину;
  • могут удерживать, трясти игрушку, раскачивать висящие игрушки;
  • пытаются все попробовать на вкус, засовывают руки в рот;
  • упираются локтями, когда лежат на животе.

Ребенок развивается в своем индивидуальном ритме и не всегда это можно подогнать под какой-то график. Но если вас что-то беспокоит, лучше обсудить с врачом любые случаи отклонения от возрастной нормы. Не откладывайте визит к педиатру, если ребенок в четыре месяца:

  • не следит за движущимися предметами;
  • не улыбается окружающим;
  • неустойчиво держит голову;
  • не агукает, не воркует, издает мало звуков;
  • не пытается попробовать предметы на вкус;
  • не отталкивается ногами, если поставить ступни на твердую поверхность;
  • двигает глазами не синхронно (глаза смотрят под разным углом, движения одного «отстают»).
Читайте также:  Яжематери на детской площадке

Чему учить малыша

Ребенок продолжает расти, учиться и осваивать новые навыки. Важно разговаривать, читать, петь и играть с малышом каждый день. Вступайте с малышом в диалог — пусть вы пока не понимаете, что малыш «говорит», важно чтобы ребенок чувствовал, что вы его слушаете, разговариваете с ним.

В четыре месяца можно пробовать:

  • вкладывать игрушки и погремушки в ладошку малыша, научить его держать их и трясти;
  • помогать младенцу перевернуться;
  • рассказывать крохе обо всем, что вы делаете дома, показывать предметы, объяснять, для чего они нужны, в действии;
  • называть цвета предметов, которые показываете ребенку;
  • развивать у ребенка способность к речевому подражанию. Повторяйте за ребенком звуки, которые он лепечет. Дождитесь паузы в лепете, чтобы «ответить». Через некоторое время ребенок начнет тоже повторять за вами;
  • читать книги с большими яркими картинками.

Режим дня

Режим важен в любом возрасте ребенка. Установите постоянный порядок, «ритуал» при кормлении и укладывании спать на ночь. Постепенно можно наладить режим дневного сна: если малыш будет засыпать в определенные часы, то не переутомится и будет готов к ночному сну.В четыре месяца потребность в сне составляет 14–16 часов в сутки, ночью — 9–10 часов, а остальное время — это два дневных сна. Некоторые малыши уже могут проспать всю ночь, но чаще просыпаются 2-3 раза для кормления.

Советы по уходу

У некоторых детей к этому возрасту начинают прорезываются зубы. Чтобы облегчить боль и дискомфорт, можно предложить малышу прорезыватель для зубов. Если малыш сильно капризничает по этому поводу — поговорите с врачом о назначении лекарства от боли.

Безопасность дома

Важно организовать безопасное окружение для малыша: оцените безопасность игрушек, твердых поверхностей и углов, помните про края диванов, кроватей и столиков, расположение мелких вещей.

Малыш каждый день осваивает новые навыки, и если вчера он еще неуверенно переворачивался, то сегодня сможет самостоятельно перевернуться и оттолкнуться, а значит, оказаться рядом с краем или дотянуться до каких-то ваших вещей. Поэтому для безопасности малыша:

  • не оставляйте ребенка без присмотра, пока он бодрствует, особенно на высоких поверхностях или в ванне;
  • всегда укладывайте ребенка спать на твердый матрас на спине в кроватке или люльке без бортиков, одеял, подушек, плюшевых игрушек;
  • храните мелкие предметы и вредные вещества вне досягаемости.
Читайте также:  Тринадцатый ребенок

Игры

Ребенок растет и развивается через игру. Крохе теперь могут быть интересны не только погремушки. Ему могут понравиться резиновые пищалки, небольшие куклы, музыкальные игрушки с кнопками. Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений можно предложить малышу потрогать материалы разной текстуры — бархат, шелк, вельвет, шерсть.

Вот список полезных и приятных занятий для малыша в четыре месяца:

  • повторяйте звуки, которые произносит ваш малыш, и предлагайте ему повторять за вами;
  • радостно реагируйте на любые звуки, которые он произносит;
  • поставьте ребенка перед зеркалом, чтобы он изучал себя и вас в отражении;
  • раскладывайте игрушки вокруг малыша, чтобы он мог дотягиваться до них или толкать их ногами;
  • играйте в детские игры типа «ку-ку!», «ладушки», «сорока-ворона»;
  • включайте игры, когда выкладываете малыша на животик;
  • устраивайте «время тихих игр», когда вы читаете или поете малышу;
  • для «хватательных» игр используйте не только игрушки, но и различные безопасные предметы, которые можно потрогать, помять, понюхать и бросить.

Источник

Оцените статью
SayMama.ru
Добавить комментарий