Детей не надо учить

Малыш до года

3 дня назад

Детей не надо учить

Я написала несколько статей про детскую депривацию как одну из причин нарушений в развитии ребенка, причем нарушений тяжёлых. Эту тему я буду продолжать, но хочу отвлечься на очень важную ремарку. 

На развитие ребенка влияет абсолютно все. Недополучил в младенчестве сенсорных ощущений, развиваясь в стерильном пластиковом мире – позже либо выстраивает сенсорные защиты, либо, напротив, исступлённо этих ощущений ищет вплоть до битья головой о стену. Вместо общения с мамой часами получил в руки гаджет сразу же, как только эти руки обнаружил – активировал зрительный анализатор в ущерб слуховому, обнаружив трудности понимания звучащей речи. Не давали ползать, усаживая в манеж, не давали падать – не чувствует свое тело, неуклюж, невнимателен.

Список можно продолжать, и именно об этом я сейчас пишу цикл статей – о том, что простые вещи – влияют. То, о чем мы вообще не думали, как о значимом – влияет на развитие, и очень серьезно.

Исходя из этого хочу сделать и ещё один вывод – среда может навредить, среда может и стать лучшим педагогом. Я всегда пишу и говорю – норму не надо учить! Не надо усаживать за столик в два года и учить буквы, чтобы к шести годам зачитал – и так зачитает. Только если вы приступите к делу непосредственно в шесть, он зачитает ровно в те же сроки, что и тот ребенок, над которым с двух лет издевались.

Не надо заставлять действовать по инструкции в те же нежные два года. Привели на гимнастику, а он хочет сам везде лазить, совершенно не слушается тренера и ревёт, если заставлять – срочно ввести в рамки, что же, он теперь так и будет?! Как ничего не делать?! В школе что, тоже будет делать то, что хочет?! 

Возмущаются родители первого и пока единственного чада, пытаясь срочно сформировать, воспитать, образовать, а то вдруг не успеется. Зачастую – буквально ломая малыша об колено. Волоча через рев к светлому будущему. Он такой упрямый и непослушный, как он будет жить!!! Ремнем учить надо…

Читайте также:  7 важных «нет» в воспитании.

Не верят родители, что уже в пять лет малыш будет смотреть в рот тренеру, и делать только то, что он скажет. Сам сядет за столик и раскрасит лошадку точно по инструкции, а не будет размазывать краски по столу и по себе. Сам спросит – а это какая буква? А фигура какая? А сколько будет 3+2? Не в пять, так в шесть, точно. А в два малыш ДОЛЖЕН делать только то, что хочется, должен испытывать возможности своего тела, свойства материалов, границы мира. Он ничего этого ещё не знает, он все делает в первый раз! И он лучше знает, что ему нужно. 

Да, и в год, и пять ребенка нужно учить усваивать социальные нормы. И когда я говорю – дайте ребенку развиваться самому, он лучше знает! – часто слышу возмущённое – Ну конечно, пусть и завтракает, и обедает, когда хочет, и спать не ложится, и вообще, как же садик?!!!! 

К современному садику у меня много вопросов, кстати. Очень многое в нем противоречит законам детского развития, но вот режим дня – как раз нет. Детям гораздо более комфортно в четкой структуре. Вот завтрак, вот обед, вот прогулка, а вот моя полочка для обуви. Вот только к развитию это какое имеет отношение?!

Ответственно заявляю – худшее, что вы можете сделать для детского развития до пяти минимум лет – это учить ребенка действовать по инструкции. Лезть на лесенку только так, как сказали. Рисовать только так, как показали. Лепить только колбаску. 

Правильные занятия для малыша раннего возраста – это гора глины и можно её мять и делать в ней ямы. Рулон обоев и пара баночек с краской, которые, смешавшись, дадут приятный глазу результат. Музыкальные инструменты – можно нажать тут и потренькать там. И обязательно – увлеченный взрослый рядом. Лепящий, рисующий, играющий. Просто показывающий, как ещё можно – но ничего не навязывающий. Именно такие занятия максимально развивающие – ведь они играют на главных струнах души малыша – стремлению подражать и стремлению познавать опытным путем. 

Читайте также:  09 февраля 2020 г. Поживём пока у родителей

А вовсе не сажание за столик и сортировка по цветам, поверьте, малыш этому в быту прекрасно научится. Вообще всему научится – да-да, даже читать. Да-да, даже без подготовки к школе. Да, и считать тоже. И фигуры. Чего там учить, шесть фигур, 33 буквы. Не нужно этим всем терзать двухлетку, у него задачи поважнее есть. 

Среда – педагог, быт – учитель. Но!!!! Все вышеописанное касается ТОЛЬКО нормы! Только ребенка, развитие которого идёт по традиционному пути. Моя личная боль – вечные попытки родителей и педагогов обучать за столом норму, и пытаться через быт "подъехать" к особому детству.

Не говорит в три – ну вы побольше книг читайте!!! Не понимает речь – ну вы называйте все вокруг… 

Вот скажите честно, особенно педагоги дорогие, родителям простительно, где логика? Вижу ее лишь в одном – с нормой проще. Норма вам в рот смотреть будет и улыбаться, и красный на красный накладывать. Инстаграм пестрит блогерами-педагогами, якобы обучающими и так это умеющих нормиков класть синий шарик в синий стаканчик. Потому что норме ЛЕГКО. Норма успешна. Ей и в быту хорошо, и за столиком неплохо, хоть и скучнее. Красивое зрелище, Инстаграм взлетает, зрители аплодируют. Особенок вам без боя не сдастся и улыбаться не будет. Будет орать и избегать. Потому что ему ТРУДНО. Но именно ему – и нужно учиться. 

Норму НЕ НАДО учить. Особого ребенка НАДО. Чем тяжелее состояние, тем больше надо, тем большим количеством ЧАСОВ в день измеряется обучение ребенка. С целями, с задачами, с планом. Никак не наоборот. Если из быта, из среды не усвоено вовремя то, что должно быть усвоено – значит есть проблема. Значит нужно больше времени и сил. Значит нужно интенсивно учить. И никакой бытовухи, этот метод с особым детством не работает. 

Читайте также:  Ребёнок в 4 месяца внимательно слушал, как...

У нормы свой путь. У особого развития – свой. И эти пути могут сойтись только при условии адекватного возрасту и состоянию подхода. 

Об авторе – Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, поведенческий специалист. На ваши вопросы отвечу в Инстаграме https://instagram.com/ne_tolko_logoped

Источник

Варвара Смолина
Главный редактор , saymama.ru
Более 10 лет я проработала акушером в центральной поликлинике. Успела столкнуться с различными ситуациями при беременности и родах, а также знаю все о материнстве, так как являюсь мамой с 3-мя детьми. Теперь вы можете посмотреть мои советы в интернете.

Оцените статью
SayMama.ru
Добавить комментарий