Как проверить фонематический слух ребенка?

Новорожденный

Как проверить фонематический слух ребенка?

Домашние тесты для проверки фонематического слуха

Гораздо легче предупредить нарушения, чем исправлять их. Прежде всего, важно выяснить, как малыш воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие тесты:

1. Предложим ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.

Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу:

  • предложим ему выбрать нужную картинку среди: кот – кит, жук – сук; мишка – мышка; коза – коса; лужа – лыжа.
  • рассказать о значении слов: "Что такое лужа и что такое лыжа?"

2. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложим ребенку повторять:

  • сходные слоги: та – да – та, ка – га – га, па – ба – ба, ма – на – на;
  • повторять схожие слова: Маша – Даша – каша; тень – день; день – пень; жук – лук – сук – тук.

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

При несформированных фонематических процессах у детей отмечаются стойкие специфические ошибки на письме и при чтении, не связанные со знанием правил орфографии.

  • пропуск гласных и согласных букв (день — «днь», между — «межу»).
  • перестановка букв, лишние буквы (лужа — «нулжа»).
  • пропуск слогов, лишние слоги (дорожке — «дожке», тишина — «тишинына»).
  • замена гласных в ударном положении (задача — «задоча»).
  • замена йотированных гласных (идёт — «идют», посёлок — «посялок»).
  • замена согласных: свистящих — шипящих (золотистый — «жолотистый»); парных по звонкости — глухости (картофель — «картовель»); сонорных (ржи — «лжи», мебель — «небель»); аффрикатов (птицы — «птичы», цветы — «чветы»).
  • обозначение твердости — мягкости согласных на письме гласными (кругом — «крюгом», люди — «луди»).
  • обозначение мягкости согласных при помощи буквы мягкий знак «Ь» (васильки — «василки», большие — «бол-шие»).
  • недописывание слов (мышка — «мышк»).
  • замена слов, искажение слов (мишка — «книжка», лепечут — «требпечут»).
  • раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу — «полицу», столбом — «с толбом»).
Читайте также:  Мама и папа в одном лице: норма?

Первая часть цикла статей о фонематическом слухе – Что такое фонематический слух и почему его важно развивать у дошкольников

Источник

Оцените статью
SayMama.ru
Добавить комментарий