Капитан Анна: покорительница льдов, хозяйка морей, первая в профессии

Семейна жизнь

Капитан Анна: покоритель льдов, владычица морей, первая в профессии

В Советском Союзе время от времени поощрялось равноправие. В том числе на море. В фильмах взрослый дядя сказал смущенной девушке, что она не мальчик и не подходит для моряков: «Девочки тоже могут быть капитанами». Были фильмы с матросами. Но на самом деле капитанов в СССР было очень мало. Анна Щетинина стала первой как в Союзе, так и в мире.

Имя Щетинина гремело по миру в 1935 году. Газеты взорвались от чувства: «Молодая советская женщина провела корабль по полярным льдам!» Да, Анне Ивановне было всего двадцать семь лет, и она плыла на теплоходе «Чавича» из Гамбурга на Камчатку через арктические воды. В то время публику крайне волновало все «полярное», а потом была такая история любви: первая женщина-капитан на льду и – рекорд по переходу.

Только через год тот же «Чинук» покрылся льдом, и Щетинина снова оказалась на капитанской палубе. В течение одиннадцати дней команда под его руководством боролась за спасение парохода и свои жизни – и вышла из-под льда. На пароходе почти не пострадал. Это был не первый и далеко не последний, когда Щетинина смотрела смерти в глаза. Приближались 1940-е и наверное понятно, что Анна Ивановна в тылу во время войны не сидела. Но откуда взялся покоритель Арктики? В каких кузнях была выкована эта стальная фигура?

На берегу океана

Аня Щетинина родилась на станции Океанская, недалеко от Владивостока. По одну сторону берега текли холмы, по другую – тяжелые и огромные волны Тихого океана. И эти волны звали Аней, хотя в детстве они казались такими недосягаемыми: ведь девочка 1908 года рождения. О женщине на капитанской палубе тогда и речи не шло. Аня прочитала книги о путешествиях и с грустью поняла, что такая жизнь не для нее.

В бурные 20-е их принимали в советские университеты и колледжи, не глядя в пол. После окончания школы Аня рискнула поступить во Владивостокское морское училище. А конкретно по штурманскому отделу: конкурс – по пять человек на место. И это приветствовалось! Они чувствовали, что работа была физически сложной, и что в группе была только комната в одной комнате с мальчиками из группы. Щетинина не могла быть сбита и трудности ее не пугали. Там, в техникуме, практика проходила на кораблях. Аня довелось оказаться в шкуре моряка.

Капитан Анна: покоритель льдов, владычица морей, первая в профессии

По сути, они пытались доказать ей и двум однокурсникам, что на море для девушек не будет поблажек. А потом, может быть, и увести ее подальше от кораблей. Они давили сильнее, чем мальчики. Дали самые сложные задания, ни в чем не было поблажек. Аня прекрасно понимала, как ждали от ее неудач, слез, слабости и, скрипя зубами, все терпела и отлично выполняла любую работу. Но за практику он получил высшие оценки: буквально все на корабле прониклись уважением к такой воле и такой гордости. Но двое одноклассников, не выдержав оскорблений и давления, ушли. Хотя, надо сказать, даже из тридцати девяти мальчиков только семнадцать дошли до конца учебы.

Читайте также:  Почему хорошие женщины часто одиноки

После окончания учебы путь Щетинина от матроса до старшего офицера длился пять лет. Необычайно быстрая карьера для того времени! Что ж, по крайней мере, начальство всегда было к ней справедливо: требования были выше, чем к мальчикам, но награда за такую ​​перегрузку не заставила себя долго ждать. Учредил!

Таким образом, к 1935 году Щетинина заслужила имя на флоте и право стать капитаном. Лосось чавычи был его первым кораблем в качестве капитана. И сразу – чрезвычайно сложный путь. Все как всегда: на каждом новом месте проверено на прочность. На этот раз с полярным льдом.

Жил на свете капитан… То есть жила

Капитан Анна: покоритель льдов, владычица морей, первая в профессии

Надо сказать, что в тридцатые годы часто были супружеские пары, где он был капитаном, а она радисткой. С Анной Ивановной все было наоборот. Радистом был ее муж Николай Качимов. Они познакомились и поженились, когда еще учились в колледже. Поначалу семейная жизнь была сложной: Аня приходит с работы уставшей, а Коля-Николай садится, читает книги. Приготовьте ему обед и погладьте его одежду: всего этого ждали от жены. И Аня не могла позволить себе новую смену после работы. Коле пришлось перевоспитаться. Сестра не узнала его через год или два, запыхавшись, спросила: как? Что ж, видимо, Николаю было важно сохранить семью.

Если у него все складывалось хорошо с семьей и матросами, Щетинина, прямо скажем, раздражала чиновников. Ему не нужно было доверять им жизнь, чтобы они могли культивировать все свои предрассудки сколько угодно. Наземные чиновники игнорировали обычные запросы, запросы на ремонт и срочные поставки угля. Там, в кабинетах, Щетининой пришлось бороться тяжелее, чем со льдом севера или волнами океана. Слава была связана с ее холодным характером, и все, кто видел ее впервые, были удивлены: она так отличалась от стальной девушки.

Молодой капитан, например, не признавал непристойности и не допускал с ней сквернословия. Он воспринял это не криками, а с юмором: тонко, когда он разговаривал со своими моряками, и резким, ядовитым, поедающим глаза, когда дело доходило до столкновений с официальными лицами. Рост был невысоким, она даже не была похожа на сильную циркачу с подтянутыми круглыми мускулами – хотя при необходимости поднимала пятидесяти килограммовые мешки, когда была матросом. Плюс стильно одевалась на берегу – могла себе это позволить! Зарабатывать деньги!

Однако в 1938 году ее сняли с моста. Владивостоку нужно было создать рыбный порт. С нуля. Молодость, энергия, интеллект, авторитет и умение договариваться – все это вместе требовалось в одном человеке, начальнике порта. Неудивительно, что выбрали Щетинину.

Что ж, Анна Ивановна сполна воспользовалась задержкой на берегу. Он не только устроился портом, но и за два с половиной года окончил четыре курса Ленинградского института инженеров водного транспорта и .. бросил. Останавливаться Щетининой казалось не в характере, но на сеансе в Ленинграде она узнала, что готовится масштабная переброска кораблей на Дальний Восток. Каково было сопротивляться искушению! В июне 1941 года Анна Ивановна села на пароход капитаном в Лиепае. 21 июня он въехал на нем в Ленинград; дальше путь простирался на Дальний Восток, но… Началась война.

Читайте также:  Премудрости орального секса для опытных и новичков

Женщина на борту — к везению

Капитан Анна: покоритель льдов, владычица морей, первая в профессии

Пароход срочно передали флоту. Щетинину посадили на старый пароход «Сауле» (что по-литовски означает «Солнце»), которому уже исполнилось полвека. Рядом, на Ладоге, тоже служил Николай. Во время войны Щетинина возила в своем «старике» солдат, патроны, патроны, уголь и горючее. Такие корабли регулярно обстреливали немцы, многие из которых спускались на дно. Но Щетининой удалось выйти из-под любых переделок живой и вместе с кораблем.

28 августа 1941 года Анна Ивановна должна была участвовать в массовой эвакуации из Таллинна. Караван из 225 кораблей покинул город. Они направлялись в Кронштадт, и эти корабли, во многом такие же «старые», как у Щетининой, немцы жестоко бомбили. 163 корабля достигли Кронштадта, более десяти тысяч человек погибли. Гибель людей в Таллиннском проливе стала крупнейшей морской катастрофой в истории.

Но по дороге в Таллинн «Сауле» выбыл. Щетининой удалось его заземлить. Несколько дней экипаж боролся с самолетом, сбившим корабль. Половина отреагировала – а половина зафиксировала свое «Солнышко». Добраться до Таллинна не удалось, и Щетинина вернулась в Кронштадт. Оттуда его сразу перевели на Дальний Восток. Задание было необычным: нужно было привезти в ремонт его старый корабль «Карл Либкнехт».

Странность заключалась в том, что его нужно было ремонтировать не больше и не меньше в Канаде, а до этого нужно было пересечь Тихий океан на протекающем и рассыпающемся пароходе. Канадцы при виде «больной» подняли руки, но женщина-капитан и то, как она это делала на таком корыте, впечатлили их, и они, как потом рассказывала Щетинина, фактически прикрепили к старой трубе новый пароход.

Капитан Анна: покоритель льдов, владычица морей, первая в профессии

До конца войны Анна Ивановна путешествовала из Владивостока в Канаду и США и обратно, правда, на другом корабле. Он перевозил военное снаряжение и снаряжение союзников. Официально это было безопасно для советских кораблей в Тихом океане: Япония не объявляла войну СССР. Но на самом деле японские подводные лодки, когда была возможность, советские корабли были потоплены так же, как и американские. Как говорится, потому что могли.

Пароход был американским, длинным, новым, но построен без учета необходимости в длинном спецназе. Такие пароходы во время сильных штормов буквально ломались пополам. Щетинина имела возможность снять экипаж с разбившегося корабля «Валерий Чкалов». Пароход Анны Ивановны тоже когда-то расходился посередине – в пятистах милях от берега, но экипаж сумел «на живую» закрепить расходящиеся половинки борта. Корабль успешно доставлен в бухту Акутан. После таких приключений всякий, кто вспомнил в присутствии моряков Щетининой, что на борту была женщина – к сожалению, был бы высмеян. Анна Ивановна, несомненно, родилась с огромным запасом удачи и щедро делилась ею со своими кораблями.

Читайте также:  Как будет мстить мужчина-нарцисс, если женщина бросит

Слава первой в мире женщины-капитана дальнего плавания активно использовалась в интересах советской дипломатии. Как только она сошла на берег, Щетинина, не особо отдыхая, вынуждена была принимать «светский» вид и посещать приемы и другие мероприятия. Там он действительно вел переговоры с ведущими американскими военно-морскими чиновниками.

Мирные годы

Капитан Анна: покоритель льдов, владычица морей, первая в профессии

После войны Щетинина окончательно окончила училище и гастролировала по Прибалтике. Однажды у него был почти полностью женский экипаж, и шведский пилот, которому довелось работать с их кораблем, сначала серьезно испугался. Вокруг женщины! Кому, что и как он должен был объяснять ?! В лице шведа, конечно, морские девушки не смеялись, но он давно стал персонажем морских анекдотов в Советском Союзе.

После сорока на Щетинину одна за другой свалились серьезные проблемы. Анна Ивановна потеряла мать, мужа, попала в аварию при плохих погодных условиях (села на мель) Я хотела мира. И, возможно, передать свой уникальный опыт, чтобы он не пропал даром. Она устроилась преподавателем в тот же университет, который когда-то окончила. Студенты любили ее, называли «Аннушка» – такая ласковая выглядела. Но он также умел приколоть. Лучше не нарушать дисциплину в его присутствии: он не понимал и не принимал беспорядок в своей одежде. «Как ты собираешься быть на флоте? Форма – лицо моряка!»

Капитан Анна: покоритель льдов, владычица морей, первая в профессии

В возрасте пятидесяти лет Щетинина переехала в университет на Дальнем Востоке: ее тянуло на родину. Он приготовил десятки капитанов. Она возглавила Приморское отделение Географического общества СССР и стала активным членом Комитета советских женщин. Несколько раз она, живая легенда, избиралась депутатом. Заочно она стала членом (единственной женщиной!) Австралийского капитанского клуба и почетным членом Международной федерации ассоциаций морских капитанов.

Она прожила долгую и счастливую жизнь и умерла, не дожив до следующего столетия, в 1999 году. После нее было много учебников, учебных пособий и, конечно же, несколько автобиографических книг: ей было что рассказать миру о своей жизни. И капитаны, многие капитаны, которые вырастили новых капитанов.

Варвара Смолина
Главный редактор , saymama.ru
Более 10 лет я проработала акушером в центральной поликлинике. Успела столкнуться с различными ситуациями при беременности и родах, а также знаю все о материнстве, так как являюсь мамой с 3-мя детьми. Теперь вы можете посмотреть мои советы в интернете.
Оцените статью
SayMama.ru
Добавить комментарий