Капитан Анна: покорительница льдов, хозяйка морей, первая в профессии

Семейна жизнь

Капитан Анна: покоритель льдов, владычица морей, первая в профессии

В Советском Союзе время от времени поощрялось равноправие. В том числе на море. В фильмах взрослый дядя сказал смущенной девушке, что она не мальчик и не подходит для моряков: «Девочки тоже могут быть капитанами». Были фильмы с матросами. Но на самом деле капитанов в СССР было очень мало. Анна Щетинина стала первой как в Союзе, так и в мире.

Имя Щетинина гремело по миру в 1935 году. Газеты взорвались от чувства: «Молодая советская женщина провела корабль по полярным льдам!» Да, Анне Ивановне было всего двадцать семь лет, и она плыла на теплоходе «Чавича» из Гамбурга на Камчатку через арктические воды. В то время публику крайне волновало все «полярное», а потом была такая история любви: первая женщина-капитан на льду и – рекорд по переходу.

Только через год тот же «Чинук» покрылся льдом, и Щетинина снова оказалась на капитанской палубе. В течение одиннадцати дней команда под его руководством боролась за спасение парохода и свои жизни – и вышла из-под льда. На пароходе почти не пострадал. Это был не первый и далеко не последний, когда Щетинина смотрела смерти в глаза. Приближались 1940-е и наверное понятно, что Анна Ивановна в тылу во время войны не сидела. Но откуда взялся покоритель Арктики? В каких кузнях была выкована эта стальная фигура?

На берегу океана

Аня Щетинина родилась на станции Океанская, недалеко от Владивостока. По одну сторону берега текли холмы, по другую – тяжелые и огромные волны Тихого океана. И эти волны звали Аней, хотя в детстве они казались такими недосягаемыми: ведь девочка 1908 года рождения. О женщине на капитанской палубе тогда и речи не шло. Аня прочитала книги о путешествиях и с грустью поняла, что такая жизнь не для нее.

В бурные 20-е их принимали в советские университеты и колледжи, не глядя в пол. После окончания школы Аня рискнула поступить во Владивостокское морское училище. А конкретно по штурманскому отделу: конкурс – по пять человек на место. И это приветствовалось! Они чувствовали, что работа была физически сложной, и что в группе была только комната в одной комнате с мальчиками из группы. Щетинина не могла быть сбита и трудности ее не пугали. Там, в техникуме, практика проходила на кораблях. Аня довелось оказаться в шкуре моряка.

Капитан Анна: покоритель льдов, владычица морей, первая в профессии

По сути, они пытались доказать ей и двум однокурсникам, что на море для девушек не будет поблажек. А потом, может быть, и увести ее подальше от кораблей. Они давили сильнее, чем мальчики. Дали самые сложные задания, ни в чем не было поблажек. Аня прекрасно понимала, как ждали от ее неудач, слез, слабости и, скрипя зубами, все терпела и отлично выполняла любую работу. Но за практику он получил высшие оценки: буквально все на корабле прониклись уважением к такой воле и такой гордости. Но двое одноклассников, не выдержав оскорблений и давления, ушли. Хотя, надо сказать, даже из тридцати девяти мальчиков только семнадцать дошли до конца учебы.

Читайте также:  Вы же сестры, что вам делить?

После окончания учебы путь Щетинина от матроса до старшего офицера длился пять лет. Необычайно быстрая карьера для того времени! Что ж, по крайней мере, начальство всегда было к ней справедливо: требования были выше, чем к мальчикам, но награда за такую ​​перегрузку не заставила себя долго ждать. Учредил!

Таким образом, к 1935 году Щетинина заслужила имя на флоте и право стать капитаном. Лосось чавычи был его первым кораблем в качестве капитана. И сразу – чрезвычайно сложный путь. Все как всегда: на каждом новом месте проверено на прочность. На этот раз с полярным льдом.

Жил на свете капитан… То есть жила

Капитан Анна: покоритель льдов, владычица морей, первая в профессии

Надо сказать, что в тридцатые годы часто были супружеские пары, где он был капитаном, а она радисткой. С Анной Ивановной все было наоборот. Радистом был ее муж Николай Качимов. Они познакомились и поженились, когда еще учились в колледже. Поначалу семейная жизнь была сложной: Аня приходит с работы уставшей, а Коля-Николай садится, читает книги. Приготовьте ему обед и погладьте его одежду: всего этого ждали от жены. И Аня не могла позволить себе новую смену после работы. Коле пришлось перевоспитаться. Сестра не узнала его через год или два, запыхавшись, спросила: как? Что ж, видимо, Николаю было важно сохранить семью.

Если у него все складывалось хорошо с семьей и матросами, Щетинина, прямо скажем, раздражала чиновников. Ему не нужно было доверять им жизнь, чтобы они могли культивировать все свои предрассудки сколько угодно. Наземные чиновники игнорировали обычные запросы, запросы на ремонт и срочные поставки угля. Там, в кабинетах, Щетининой пришлось бороться тяжелее, чем со льдом севера или волнами океана. Слава была связана с ее холодным характером, и все, кто видел ее впервые, были удивлены: она так отличалась от стальной девушки.

Молодой капитан, например, не признавал непристойности и не допускал с ней сквернословия. Он воспринял это не криками, а с юмором: тонко, когда он разговаривал со своими моряками, и резким, ядовитым, поедающим глаза, когда дело доходило до столкновений с официальными лицами. Рост был невысоким, она даже не была похожа на сильную циркачу с подтянутыми круглыми мускулами – хотя при необходимости поднимала пятидесяти килограммовые мешки, когда была матросом. Плюс стильно одевалась на берегу – могла себе это позволить! Зарабатывать деньги!

Однако в 1938 году ее сняли с моста. Владивостоку нужно было создать рыбный порт. С нуля. Молодость, энергия, интеллект, авторитет и умение договариваться – все это вместе требовалось в одном человеке, начальнике порта. Неудивительно, что выбрали Щетинину.

Читайте также:  Мамы поймут: жительнице Москвы пришлось бежать по футбольному полю во время игры

Что ж, Анна Ивановна сполна воспользовалась задержкой на берегу. Он не только устроился портом, но и за два с половиной года окончил четыре курса Ленинградского института инженеров водного транспорта и .. бросил. Останавливаться Щетининой казалось не в характере, но на сеансе в Ленинграде она узнала, что готовится масштабная переброска кораблей на Дальний Восток. Каково было сопротивляться искушению! В июне 1941 года Анна Ивановна села на пароход капитаном в Лиепае. 21 июня он въехал на нем в Ленинград; дальше путь простирался на Дальний Восток, но… Началась война.

Женщина на борту — к везению

Капитан Анна: покоритель льдов, владычица морей, первая в профессии

Пароход срочно передали флоту. Щетинину посадили на старый пароход «Сауле» (что по-литовски означает «Солнце»), которому уже исполнилось полвека. Рядом, на Ладоге, тоже служил Николай. Во время войны Щетинина возила в своем «старике» солдат, патроны, патроны, уголь и горючее. Такие корабли регулярно обстреливали немцы, многие из которых спускались на дно. Но Щетининой удалось выйти из-под любых переделок живой и вместе с кораблем.

28 августа 1941 года Анна Ивановна должна была участвовать в массовой эвакуации из Таллинна. Караван из 225 кораблей покинул город. Они направлялись в Кронштадт, и эти корабли, во многом такие же «старые», как у Щетининой, немцы жестоко бомбили. 163 корабля достигли Кронштадта, более десяти тысяч человек погибли. Гибель людей в Таллиннском проливе стала крупнейшей морской катастрофой в истории.

Но по дороге в Таллинн «Сауле» выбыл. Щетининой удалось его заземлить. Несколько дней экипаж боролся с самолетом, сбившим корабль. Половина отреагировала – а половина зафиксировала свое «Солнышко». Добраться до Таллинна не удалось, и Щетинина вернулась в Кронштадт. Оттуда его сразу перевели на Дальний Восток. Задание было необычным: нужно было привезти в ремонт его старый корабль «Карл Либкнехт».

Странность заключалась в том, что его нужно было ремонтировать не больше и не меньше в Канаде, а до этого нужно было пересечь Тихий океан на протекающем и рассыпающемся пароходе. Канадцы при виде «больной» подняли руки, но женщина-капитан и то, как она это делала на таком корыте, впечатлили их, и они, как потом рассказывала Щетинина, фактически прикрепили к старой трубе новый пароход.

Капитан Анна: покоритель льдов, владычица морей, первая в профессии

До конца войны Анна Ивановна путешествовала из Владивостока в Канаду и США и обратно, правда, на другом корабле. Он перевозил военное снаряжение и снаряжение союзников. Официально это было безопасно для советских кораблей в Тихом океане: Япония не объявляла войну СССР. Но на самом деле японские подводные лодки, когда была возможность, советские корабли были потоплены так же, как и американские. Как говорится, потому что могли.

Пароход был американским, длинным, новым, но построен без учета необходимости в длинном спецназе. Такие пароходы во время сильных штормов буквально ломались пополам. Щетинина имела возможность снять экипаж с разбившегося корабля «Валерий Чкалов». Пароход Анны Ивановны тоже когда-то расходился посередине – в пятистах милях от берега, но экипаж сумел «на живую» закрепить расходящиеся половинки борта. Корабль успешно доставлен в бухту Акутан. После таких приключений всякий, кто вспомнил в присутствии моряков Щетининой, что на борту была женщина – к сожалению, был бы высмеян. Анна Ивановна, несомненно, родилась с огромным запасом удачи и щедро делилась ею со своими кораблями.

Читайте также:  Активированный уголь: как спастись от отравления алкоголем

Слава первой в мире женщины-капитана дальнего плавания активно использовалась в интересах советской дипломатии. Как только она сошла на берег, Щетинина, не особо отдыхая, вынуждена была принимать «светский» вид и посещать приемы и другие мероприятия. Там он действительно вел переговоры с ведущими американскими военно-морскими чиновниками.

Мирные годы

Капитан Анна: покоритель льдов, владычица морей, первая в профессии

После войны Щетинина окончательно окончила училище и гастролировала по Прибалтике. Однажды у него был почти полностью женский экипаж, и шведский пилот, которому довелось работать с их кораблем, сначала серьезно испугался. Вокруг женщины! Кому, что и как он должен был объяснять ?! В лице шведа, конечно, морские девушки не смеялись, но он давно стал персонажем морских анекдотов в Советском Союзе.

После сорока на Щетинину одна за другой свалились серьезные проблемы. Анна Ивановна потеряла мать, мужа, попала в аварию при плохих погодных условиях (села на мель) Я хотела мира. И, возможно, передать свой уникальный опыт, чтобы он не пропал даром. Она устроилась преподавателем в тот же университет, который когда-то окончила. Студенты любили ее, называли «Аннушка» – такая ласковая выглядела. Но он также умел приколоть. Лучше не нарушать дисциплину в его присутствии: он не понимал и не принимал беспорядок в своей одежде. «Как ты собираешься быть на флоте? Форма – лицо моряка!»

Капитан Анна: покоритель льдов, владычица морей, первая в профессии

В возрасте пятидесяти лет Щетинина переехала в университет на Дальнем Востоке: ее тянуло на родину. Он приготовил десятки капитанов. Она возглавила Приморское отделение Географического общества СССР и стала активным членом Комитета советских женщин. Несколько раз она, живая легенда, избиралась депутатом. Заочно она стала членом (единственной женщиной!) Австралийского капитанского клуба и почетным членом Международной федерации ассоциаций морских капитанов.

Она прожила долгую и счастливую жизнь и умерла, не дожив до следующего столетия, в 1999 году. После нее было много учебников, учебных пособий и, конечно же, несколько автобиографических книг: ей было что рассказать миру о своей жизни. И капитаны, многие капитаны, которые вырастили новых капитанов.

Варвара Смолина
Главный редактор , saymama.ru
Более 10 лет я проработала акушером в центральной поликлинике. Успела столкнуться с различными ситуациями при беременности и родах, а также знаю все о материнстве, так как являюсь мамой с 3-мя детьми. Теперь вы можете посмотреть мои советы в интернете.

Оцените статью
SayMama.ru
Добавить комментарий